Опорная методическая площадка

Положение об опорной методической площадке в системе дополнительного образования детей и молодежи

В рамках реализации республиканского инновационного проекта «Формирование инновационно-активной среды учреждения дополнительного образования детей и молодежи как условие повышения качества дополнительного образования» Национальным центром художественного творчества детей и молодежи рекомендовано на базе региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи создание опорных методических площадок. Проанализировав имеющийся опыт методической работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи области, Витебский областной Дворец детей и молодежи принял решение о создании опорной методической площадки на базе Государственного учреждения дополнительного образования «Полоцкий районный центр детей и молодежи».


 

Этнокультурное воспитание в условиях УДОДиМ

Тема: Воспитание личности на основе культурно-исторического наследия региона
1 Творчество юных – родному городу!: проект, посвящённый 1150-летию г.Полоцка/сост. Синегубова А.С., зам. директора (Часть 1) || (Часть 2) Проект «Творчество юных – родному городу!» разработан с целью наиболее эффективного проведения мероприятий, посвящённых 1150-летию г.Полоцка. В сборник включены: проект, модель сотрудничества центра со структурами города, план по реализации проекта, информация по его итогам и результаты социологического опроса участников проекта.
2

Полоцкие лабиринты: методические рекомендации по организации и проведению интерактивного краеведческого квеста/сост. И.В. Улосевич зав. отделом; Е.С. Богданович, В.Ф. Подагель, методисты

В сборнике представлены  методические материалы по организации и проведению интерактивного краеведческого квеста «Полоцкие лабиринты». Данная разработка включает: положение об игре, письма участникам трёх туров, вопросы-задания каждого тура, образцы маршрутной книжки и сертификата участника игры.
3 Инициатива молодёжи на благо родного города: сборник методических материалов по итогам проведения фестиваля детских и молодежных инициатив «За нами будущее / сост. Н.П. Слепцова, зав. УМК, С.О. Королёнок, методист (Часть 1) || (Часть 2) В сборнике представлены материалы из опыта работы учреждений образования г. Полоцка по итогам городского фестиваля детских и молодёжных инициатив  «За нами будущее!» в рамках проекта «Творчество юных – родному городу!», посвященного 1150-летию города. В сборник вошли организационно-методические материалы (программа проблемно-практического семинара педагогов-организаторов, методические рекомендации «Социальное проектирование», положение о фестивале и сценарий его проведения) и проекты победителей фестиваля детских и молодёжных инициатив.
4 Интегрированный проект «Ратуша времени» / сост. Е.В. Прокопчик, методист В данном сборнике представлены материалы по итогам реализации интегрированного  проекта «Ратуша времени» из опыта работы объединений по интересам технического и художественного профилей Полоцкого районного центра детей и молодёжи.
5 Страницы творчества – родному городу: сборник методических материалов из опыта работы клуба юных журналистов «Слово за нами»/сост. И.П. Волчек, педагог дополнительного образования (Часть 1) || (Часть 2)

В сборнике представлены материалы, раскрывающие деятельность клуба юных журналистов по реализации городского проекта «Творчество юных – родному городу», посвящённого 1150-летию г.Полоцка.

Сборник содержит визитную карточку клуба, план работы, конспект занятия с использованием современных педагогических технологий, сценарий литературной гостиной «Мой город – в моём сердце» совместно с представителями общественного объединения «Литературный союз «Полоцкая ветвь», рекламную продукцию клуба, номер газеты «Слово за нами», статьи об участии юных полочан в юбилейном проекте и инициативах юных журналистов по благоустройству родного города.

6 Творчы праект «Ад вытокаў - у будучыню»/ сост. Г.С. Фомина, зав. отделом, Богданович Е.С., методист

 

Выкарыстанне патэнцыялу каляндарна-абрадавага цыкла беларускага народа ў выхаванні падрастаючага пакалення: рэалізацыя раённага праекта «Ад вытокаў – у будучыню»

В основе проекта – использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа. Проект знакомит с народными традициями, праздниками, обрядами  в соответствие с порами года: Каляды, Масленица, Сороки, Комоедица, Гуканне вясны, Сёмуха, Русальная неделя, Купалье, Яблочный и Медовый спас, Богач, Покров, Деды. Финалом проекта является районный фестиваль народной культуры.Фотогалерея

     В рамках опорной методической площадки создана сетевая структура, которая включила в себя творческих педагогов дополнительного образования, представителей методических служб отделов Центра детей и молодежи и управления по образованию Полоцкого райисполкома, учреждений общего среднего и дошкольного образования Полоцкого региона. Разработаны локальные документы, регламентирующие взаимодействие всех участников опорной методической площадки.

     Создан информационный банк данных педагогов дополнительного образования, которые работают над реализацией творческих проектов. Проведен мониторинг их деятельности, проанализированы достижения в работе.

    Целевое назначение опорно-методической площадки: выявление, обобщение и трансляция эффективного педагогического опыта в области этнокультурного воспитания; обмен знаниями, методиками и технологиями; улучшение взаимопонимания между поколениями через преемственность народных региональных традиций в декоративно-прикладном творчестве детей и молодежи.

   В рамках Года малой Родины и реализации глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям» в г.Полоцке методической службой Полоцкого районного центра детей и молодежи разработан творческий проект «Успешный я – успешная страна!». Реализовано более 20 масштабных разноплановых  мероприятий по восьми подпроектам: «Не словом, а делом!», «Пять шагов к безопасности», «На волне здоровья», «Панорама творческих идей», «Протяни руку помощи…», «Профессионализм. Сотрудничество. Творчество. Успех», «Я – лидер! Я – гражданин!», «Полоцк – город, дружественный детям!». К реализации проекта подключилась широкая сеть социальных партнеров, учреждений образования города.  

     Мероприятия проекта направлены на проведение целенаправленной работы по сохранению, возрождению культуры древнего города Полоцка, гражданско-патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию. Это районный праздник для выпускников «Под парусами мечты», детский праздник в рамках Международного дня защиты детей, праздник «Город мира – город детства», «Скориновские дни в Полоцке», проекты «Мобифильм», «Резиденция Деда Мороза в Полоцке», «Святой Евфросинии через столетия…», «В гостях у Лесовичка» и многие другие.

     В дни празднования  Дня города в сентябре 2018 года прошли юбилейные «Скориновские дни в Полоцке – 2018», идея проведения которых принадлежит молодежному парламенту г.Полоцка. Они являются своеобразной визитной карточкой системы образования города и проводятся ежегодно в течение пяти последних лет. 

    Организаторами «Скориновских дней в Полоцке» выступают: Детский фонд ООН «ЮНИСЕФ» в Республике Беларусь; УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи»; управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета; Частное просветительское учреждение «Офис продвижения инициатив» (г.Минск).

   Методической службой Центра детей и молодежи разработаны и ежегодно актуализируются Положения о проведении творческих конкурсов, мероприятий, акций в рамках проекта. Проводятся обучающие семинары-практикумы для различных категорий педагогических работников учреждений образования с целью повышения результативности участия в конкурсах «Скориновских дней в Полоцке».  

     В мероприятиях «Скориновских дней в Полоцке» приняли участие члены молодежных парламентов Республики Беларусь, педагоги и учащиеся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Витебской области, а также городов Республики Беларусь, присоединившихся к глобальной инициативе ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям», ребята из городов-побратимов города Полоцка.

    Эффективной реализации мероприятий подпроекта способствовало участие в республиканском инновационном проекте: «Внедрение модели поликультурного воспитания в воспитательное пространство региона»,в рамках которого педагогами дополнительного образования – участниками проекта – разработаны и реализованы в объединениях по интересам исследовательские образовательные проекты: «Куклы-обереги из ниток в жизни славянских народов» (Школа юных рукодельниц «Василинка», педагог Лухверчик Вера Павловна), «Керамика народов мира» (Школа юного дизайнера «Нескучайка», педагог Обухова Кристина Айнаровна), «Окарина славянских народов» (студия современного творчества «Арт-декор», педагог Пупковская Алеся Николаевна), «Соломенный паук – искусство без границ» (образцовая студия «Белорусская соломка», педагог Сапего А.Н.), «Берестяные изделия: прошлое и настоящее в творчестве славянских народов» (студия «Белорусский сувенир», педагог Стадольская Н.И.),  «Технические особенности бумагопластики у различных народов мира» (кружок «Ориландия», педагог Станкевич Е.А.), «Полоцкий Софийский собор: концепция времен и многообразие идей» (образцовая студия изобразительного искусства «Разноцветная палитра», педагог Невпряга А.Л.), «Танцы народов мира» (образцовая студия эстрадного танца «Нон-стоп», педагог Мордвинова Н.А.), «Детские игры народов мира» (Школа аниматоров «Друзья игры», педагог Минченко Л.И.), «Диалог культур» (Школа «Лидер» и Школа волонтера «Тренер-инструктор», педагог Задалина Н.В.).

    В 6 объединениях по интересам были изучены белорусские народные традиционные и новые ремесла: лен, береста, соломоплетение и инкрустация соломкой, лозоплетение, художественная обработка кожи, валяние из шерсти, роспись по ткани и стеклу.

     Инновацией в деятельности опорной методической площадки в 2018г. стала творческая работа методистов, педагогов и учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования над культурно-образовательным проектом «Краiна майго дзяцiнства», приуроченным к Году малой родины, который стал продолжением проекта 2017 года  «Достояние Полотчины: Полоцк глазами детей или город в миниатюре». Учащимися, педагогами были изготовлено 27 арт-объектов и 23 экспозиционных макета, символизирующих понятие «малая родина». Презентация проекта состоялась 1-2 сентября 2018 года в рамках празднования Дня города на двух площадках: в районе площади Свободы и площади Франциска Скорины.  Региональные проекты «Полоцк глазами детей или город в миниатюре», «Краіна майго дзяцінства» получили большой резонанс в средствах массовой информации, в том числе, и в зарубежных. За два года – это 16 публикаций, фото и видеорепортажей. Экспозиции макетов имеют передвижной характер, участвуют в различных мероприятиях.

За период действия ОМП:

- подготовленные методические продукты: сборники материалов по итогам реализации проектов «Успешный я – успешная  страна!», «Краiна майго дзяцiнства», «Скориновские дни в Полоцке», «Загородная резиденция Деда Мороза в Полоцке», которые экспонируются в рамках научно-методических выставок различного уровня (от регионального – до республиканского);

         - формы и методы реализации проектов способствовали воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, нравственности, экологической и эстетической культуры;

     - реализация проектов дала возможность активизировать деятельность детских и молодежных организаций, расширить связи с общественностью, совершенствовать формы и методы организации досуга учащихся;

         - значительно расширился спектр организационных форм в массовой работе с учащимися;

        - в процессе профессионального взаимодействия и общения расширился состав творческих групп, работающих по реализации проектов, что позволило повысить качественный и содержательный уровни образовательного процесса.

        


ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи»

ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»

Тема: «Создание учебно-методического комплекса как средства развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся»

Выступление педагога дополнительного образования Синегубовой А.С. в рамках заседания Республиканской научно-методической секции заместителей директоров учреждений дополнительного образования детей и молодежи «Инновационная деятельность как ресурс развития дополнительного образования детей и молодежи».

 

Доклад Синегубовой А.С. «Создание учебно-методического комплекса как средства развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «АФИНА»

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА» (ЧАСТЬ 1) || (ЧАСТЬ 2) || (ЧАСТЬ 3) || (ЧАСТЬ 4)

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «АФИНА»

СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. ИССЛЕДУЮ, ИЗУЧАЮ, АНАЛИЗИРУЮ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «АФИНА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ПОЗНАЁМ, ИГРАЯ»

БАНК ВОПРОСОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛУБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «АФИНА»

     Совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности методической службы ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи» направлено на создание образовательно-методических комплексов, реализацию программ объединений по интересам повышенного уровня. Включает в себя повышение качества образовательного процесса в объединениях, стимулирование учебно-познавательной деятельности, оказание практической помощи педагогам дополнительного образования при разработке программно-методического обеспечения по различным профилям дополнительного образования детей и молодёжи.

    Итогом работы педагогического коллектива над единой методической темой «Создание образовательно-методического комплекса как средства формирования эффективной педагогической практики» стало тринадцать образовательно-методических комплексов по художественному, эколого-биологическому, общественно-гуманитарному, техническому профилям дополнительного образования, разработанных педагогами. К примеру, в отделе художественного творчества и культурно-досуговой деятельности педагогами разработаны и были представлены образовательно-методические комплексы:

• образцовой студии «Белорусская соломка» (педагог Сапего А.Н.):

- программа дополнительного образования студии, сборники дидактических материалов «Фантазируем сами», разработки занятий «Смотры знаний, умений практических навыков в образцовой студии «Белорусская соломка», материалы творческого проекта «Народные корни «Золотого искусства»;

• образцовой студии эстрадного танца «Нон-стоп» (педагог Овсянникова В.Э.):

- программа дополнительного образования студии, методическая разработка занятия с использованием игровых технологий «Путешествие на ромашковый луг», методическое пособие «Игровой стретчинг как эффективная методика обучения и развития детей», методическое пособие по постановке танца для детей младшего и среднего школьного возраста.

      Материалы разработанного  в рамках областного инновационного проекта «Создание учебно-методического комплекса как средства развития интеллектуально-творческих способностей учащихся» и апробированного на практике образовательно-методического комплекса  программы клуба интеллектуальных игра «Афина» педагога дополнительного образования Синегубовой А.С. сопровождаются развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов и являются уникальной базой для создания  образовательно-методического комплекса.

      Разработки, включенные в ОМК: образовательная программа клуба интеллектуальных игр «Афина»; модель образовательной деятельности «Логика» (в 4 частях); планы-конспекты занятий «Использование интерактивных методов обучения в практике работы клуба интеллектуальных игр «Афина»; сборник диагностических материалов. «Исследую, изучаю, анализирую. Из опыта работы клуба интеллектуальных игр «Афина»; методические рекомендации по организации деятельности клубов интеллектуальных игр «Познаём, играя»; «Банк вопросов. Из опыта работы клуба интеллектуальных игр «Афина». Данные материалы позволяют:

           - сделать опыт педагога понятным и доступным для реализации;

           - познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях учреждения дополнительного образования;

      - предложить образцы программно-методических материалов для выстраивания другими педагогами собственных продуктивных моделей образовательной деятельности.

     Работа опорной методической площадки дала возможность разработать две программы с повышенным уровнем образовательной области в соответствии с профилем. Это программы объединений по интересам: студии журналистики «Медиа-Микс» (педагог Слепцова Н.П.) и образцовой студии изобразительного искусства «Разноцветная палитра» (педагог Невпряга А.Л.).  Проведена их экспертиза и рецензирование для дальнейшего направления на согласование и утверждение в Министерство образования Республики Беларусь. Согласно письма Министерства образования Республики Беларусь  от 14.01.2019г. «Об утверждении программ» программа студии журналистики «Медиа-Микс» (педагог Слепцова Н.П.) с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета, учебной дисциплины утверждена Министерством образования Республики Беларусь.

         Участие в республиканском конкурсе программ объединений по интересам культурно-досугового профиля способствовало обновлению содержания и технологического обеспечения программ дополнительного образования детей и молодежи. Программа объединения по интересам «Школа аниматоров «Друзья игры» (педагог Минченко Л.И.) отмечена Дипломом Министерства образования Республики Беларусь III степени.

        Методические рекомендации «Психологическая подготовка учащихся, занимающихся спортивным ориентированием» педагога дополнительного образования отдела туризма и активного отдыха Гришановой Н.В. одобрены и рекомендованы к выпуску Министерством образования Республики Беларусь в качестве пособия для учителей учреждений общего среднего образования к факультативным занятиям «Зеленый стадион».

     Работа над совершенствованием подходов к разработке и реализации программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи будет реализовываться и дальше. Создан информационный банк данных педагогов дополнительного образования, которые будут работать над программами с повышенным уровнем изучения образовательной области. Проведен мониторинг их деятельности по программам на базовом уровне, проанализированы достижения в работе. Проводится консультирование педагогов дополнительного образования, методистов по вопросам программно-методического обеспечения дополнительного образования.

  Итогом работы опорно-методической площадки станет повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи по актуальным вопросам обучения, а также допрофильная подготовка учащихся.

    Данный опыт будет полезен в организации работы объединений по интересам и адресуется методистам, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также иным учреждениям образования, реализующим образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи.