Russian Belarusian English Hebrew Polish Ukrainian

Ресурсный центр по профориентации «Профориентир»

Почему важна профориентация?

Выбор жизненного пути, профессии – один из тех острых вопросов, который обязательно встает перед каждым юношей и девушкой, и среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений он не может сравниться ни с одним по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу человека и на эффективность трудового и нравственного потенциала государства.

Выбирая профессию, подростки руководствуются, прежде всего, тем, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, пользовалась признанием в обществе, соответствовала их способностям, интересам и приобретенным навыкам. На выбор профессионального будущего влияет множество факторов, зачастую, и мнение родителей, которые иногда вопреки желанию детей рекомендуют понравившуюся лично им профессию, вызывая при этом у подростков отказ от самостоятельного профессионального самоопределения. Таким образом, основной задачей по профориентации обучающихся на всех уровнях образования является расширение их кругозора и профессиональных интересов, ознакомление с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду, что особенно актуально в условиях дополнительного образования.

Профессиональная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления образования и места дальнейшего обучения, но и предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Дополнительное образование позволяет решать многие задачи профориентации. На учебных занятиях в объединениях по интересам происходит знакомство с профессиями, формируются специальные навыки и умения в различных видах деятельности. Практика проведения профориентационных воспитательных мероприятий в рамках Клуба интересных встреч способствует более успешной ориентации подростков в разнообразном мире профессий и специальностей.

Но оптимальным средством в профессиональном самоопределении молодежи стал комплекс диагностических, образовательных и информационно-методических услуг, который предоставляет региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе Полоцкого районного центра детей и молодежи.

Внешние и внутренние причины затруднений при выборе профессии

Направления работы ресурсного центра «Профориентир» связаны с привлечением всех субъектов, участвующих в профориентационной работе, для преодоления как внутренних, так и внешних причин затруднений при выборе профессии учащимися.

Так, внешними причинами являются:

  • потребность в выборе профессии и при этом слабое знание профессий (содержание, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения, условия труда, востребованность на рынке труда);
  • отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования его последствий;
  • различное влияние семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения;
  • малая востребованность выбираемых профессий на рынке труда;
  • выбор профиля обучения не соответствует профилям, предлагаемых школой;
  • малое количество качественной профессиональной информации, изложенной в интересной и понятной подростку форме.

Внутренние причины, затрудняющие выбор профессии:

  • нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная);
  • эгоистическая направленность личности (на себя);
  • часто деструктивные мотивы профессиональной деятельности;
  • зависимое, конформное поведение, отсутствие навыков самопознания и самопонимания.

Исходя из вышеперечисленных причин затруднений при выборе профессии, профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему мер, направленных на создание внешних условий, способствующих осознанному выбору профессии, а профессиональное самоопределение – как систему мер, направленных на преодоление внутренних причин, мешающих осознанному выбору.

Направления деятельности ресурсного центра «Профориентир» и его целевая аудитория

Деятельность ресурсного центра «Профориентир» направлена на внешний уровень (учреждения общего среднего и профессионального образования, государственные предприятия и учреждения, общественные организации), который предполагает:

  • повышение знаний, грамотности специалистов системы образования и родительской общественности по вопросам профориентации и поддержки профессионального самоопределения учащихся;
  • информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по профессиональному самоопределению учащейся молодежи;
  • организация и координация мероприятий по профориентации в масштабах города и района;
  • профконсультирование на высоком профессиональном уровне с использованием компьютерной диагностики – услуга, которой на сегодняшний день воспользовались более двух сотен учащихся Полоцкого региона.

На внутреннем уровне (уровне учреждения дополнительного образования) организована работа по реализации программы объединения по интересам «Основы выбора профессии», обучающие мероприятия по повышению грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах профессионального самоопределения молодежи.

Целевая аудитория ресурсного центра «Профориентир»: учащиеся объединений по интересам, учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, студенческая молодежь, родители, педагоги.

Цели и задачи ресурсного центра «Профориентир»

Цель работы регионального ресурсного центра «Профориентир»: оказание помощи специалистам системы образования в осуществлении функций планирования, организации, координации и анализа деятельности по направлениям профориентационной работы и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • планомерного и систематического повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области профессионального самоопределения учащихся;
  • оказания методической поддержки педагогам-психологам, классным руководителям и другим категориям работников учреждений образования во внедрении в практику их работы новых воспитательных технологий и форм организации профориентационной работы;
  • организации и проведения мероприятий, способствующих повышению уровня качества психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования и созданию условий для повышения готовности детей и молодежи к социальному и профессиональному самоопределению;
  • организации консультационной деятельности по всем вопросам и направлениям профориентации;
  • создания медиатеки по профориентации, адресованной педагогам, учащимся и их родителям; формирования библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы.

Эти задачи успешно решаются благодаря активному взаимодействию социальных партнеров, с которыми сложились давние и прочные деловые отношения.

Среди них – учреждения общего, среднего специального и профессионального, высшего образования города и региона, предприятия и службы, управление по труду, занятости и социальной защиты населения, СМИ, Совет работающей молодежи Полоцкого района, молодежные общественные организации, молодежный парламент.

Основные направления деятельности ресурсного центра «Профориентир»

Основными направлениями деятельности ресурсного центра «Профориентир» являются:

1. Профессиональная ориентация, направленная на осознанный выбор дальнейшего образования, конкретного вида деятельности и одновременно – дополнительного варианта обучения и трудоустройства, через такие направления как:

- информационное (формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека и так далее);

- консультационное (использование различных форм и методов профконсультирования и психокоррекции, ориентированных на помощь учащимся в определении мотивов профессионального выбора, постановке целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов);

- бесплатное информационно-справочное консультирование для учащихся и родителей, включающее информирование о профессиях, содержании и условиях труда, путях получения профессионального образования, перспективах карьерного роста, требованиях профессии к человеку, медицинских показаниях и противопоказаниях, информацию об итогах вступительной кампании прошлых лет, порядке приема в учебные заведения;

- тренинговое (использование специальных, в том числе, профориентационных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения с целью побуждения учащихся к осознанному профессиональному выбору и формированию навыков решения проблем);

- организационное (проведение организационных мероприятий: Дней открытых дверей, презентаций учебных заведений различного уровня, районных мероприятий по профориентации – фестивалей, выставок и т.п.).

2. Социально-трудовая адаптация, направленная на социализацию учащихся и молодежи, выбор профессиональной деятельности, адаптацию к производственным отношениям через профессиональные пробы в учреждениях профессионального образования (на договорной основе).

3. Повышение компетентности педагогических работников, родителей (или лиц, их заменяющих) в вопросах профориентации и профессионального самоопределения через проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, мастер-классов.

4. Оказание диагностических услуг населению по профессиональной ориентации и самоопределению: психодиагностическое профессиональное консультирование учащихся с помощью психологических тестов на определение интересов и способностей, особенностей характера, типа темперамента, выявление профессиональной направленности. При проведении консультации применяется пакет психодиагностических методик «Профиль» (разработка ресурсного центра «Профориентир»). Консультация включает беседу с учащимися и родителями. Длительность консультации – 2,5 часа, результаты тестирования выдаются на руки.

Итогом консультации становится:

- составление психологического портрета, который позволяет объективно взглянуть на себя со стороны, оценить свои способности и возможности;

- решение о выборе профиля обучения, образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия);

- принятие решения в выборе профессионального пути с учетом интересов, способностей, личностных качеств, состояния здоровья.

5. Создание банка данных о сети лицеев, колледжей и ВУЗов, о востребованных на рынке труда профессиях, предоставление информации учреждениям образования через СППС.

Для эффективной организации деятельности ресурсного центра «Профориентир» сформирована рабочая группа, куда вошли: заместитель директора по учебно-методической работе, педагог-психолог, заведующий учебно-методическим кабинетом, педагог социальный, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие статус педагога-практика и педагога-новатора.

Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир»

Рабочей группой создана Программа деятельности ресурсного центра «Профориентир» на 2016 – 2019 гг.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы, представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся.

Цель программы: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с учетом социокультурной и экономической ситуации в Полоцком регионе.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность;
  • обеспечить качественное профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся;
  • сформировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • разработать формы и методы взаимодействия в рамках социального партнерства учреждений профессионального образования, общего среднего и дополнительного образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи;
  • сформировать единое информационное пространство по профориентации в регионе.

Основными направлениями системы программных мероприятий были определены следующие:

1. Профпросвещение – родителей, обучающихся через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3. Взаимодействие с предприятиями, организациями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации.

4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Главным исполнителем Программы является региональный ресурсный центр «Профориентир» на базе ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи». Соисполнители мероприятий Программы – представители сетевого взаимодействия.

Целевые категории, на которые рассчитано действие Программы – учащиеся объединений по интересам Полоцкого районного центра детей и молодежи, родители, педагоги дополнительного образования и другие категории педагогических работников, учащиеся учреждений образования Полоцкого района.

I этап работы ресурсного центра «Профориентир»

I этап: проектный – август – сентябрь 2016 г.

Цель: создание условий для профориентационной работы. На данном этапе осуществляется формирование нормативной правовой базы, обсуждение Программы деятельности, анализ материально-технических, кадровых условий реализации Программы.

Педагогом-психологом центра Медведской С.Ф. были подобраны диагностические методики по основным направлениям Программы. Проведено методическое совещание с педагогами дополнительного образования, специалистами психолого-педагогической и методической служб по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися.

Создан банк методических материалов по профориентации: психодиагностические методики, разработанные и успешно апробированные в России в рамках национального проекта «Образование» (2011-2015 гг.). В Республике Беларусь методики впервые были представлены белорусским коллегам в 2008 году на конференции, посвященной юбилею Республиканского центра профориентации молодежи Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В течение трех лет методики апробировались на базе Витебского областного центра профориентации молодежи, профконсультационного пункта г.Полоцка педагогом-психологом С.Ф. Медведской.

Это методики по диагностике:

1) профессиональных интересов и склонностей: «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), «Одно из двух» (методика Дж. Голланда в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Профиль обучения» (авторы – Г.В. Резапкина, С.Ф. Медведская).

2) особенностей мышления: «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан), «Краткий интеллектуальный тест» (модификация методики Вандерлика); «Тест технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета); «Тест интеллектуальной лабильности» (методика В.Т. Козловой в модификации С.Ф. Медведской).

3) личностных особенностей: методика «Мой темперамент» (сокращенный вариант личностного опросника Г. Айзенка), «Тест эмоций» (методика Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), методика «Личностный профиль» (адаптированный С.Ф. Медведской вариант методик С. Делингер и К.Б. Малышева), методика «Социальный интеллект» (тест Н. Холла в модификации Г.В. Резапкиной).

В профдиагностике используется программа «Профиль», разработанная Республиканским центром профориентации молодежи.

Большинство методик рассчитано на самостоятельную обработку, что существенно повышает мотивацию учащихся. Обработка интеллектуальных тестов проводится педагогом-психологом, проводящим профконсультационное занятие. Результаты диагностики сообщаются учащимся в баллах, конфиденциально и безоценочно.

Для большинства диагностических методик создана компьютерная программа (автор – Медведский Илья), что сокращает время проведения диагностики.

II этап работы ресурсного центра «Профориентир»

II этап: практический – 2016 – 2019 гг.

Цель: реализация Программы «Профориентир».

Практический этап включает в себя работу в нескольких направлениях: профпросвещение, профадаптация, профдиагностика, консультирование обучающихся, родителей, педагогов, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений образования профессионально-технического, средне специального и высшего образования.

В рамках направления «Профпросвещение» педагог-психолог Центра детей и молодежи С.Ф. Медведская организует профориентационные мероприятия по определению своего жизненного пути, такие как:

 

  • экскурсии на предприятия города и района, в Управление по труду, занятости и социальной защите населения с целью получения актуальной информации о существующих в регионе вакансиях;
  • встречи с представителями ССУЗов, ПТУЗов, ВУЗов;
  • оформление стендов «Изучаем профессии», «Рецепты успеха», «Типы профессий», «Твой выбор, выпускник»;
  • изготовление буклетов и памяток для обучающихся и родителей «Выбирая профессию», «Ошибки выбора профессии», «Стресс и экзамены», «Классификация профессий», «Темперамент и профессии», «Родителям о путях получения образования»;
  • групповые профконсультации для родителей на собраниях в учебных заведениях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности выбора того или иного профиля обучения для их ребенка.

Направление «Профессиональная адаптация» подразумевает участие учащихся Центра детей и молодежи в творческих конкурсах: сочинений-размышлений на тему «Чем в будущем мечтаешь ты заняться?», конкурс рисунков «В мире профессий», фотографий «Профессии моих родителей», видеороликов, презентаций «Я б в рабочие пошел», «Ремесленники» и т.д.

Профессиональная адаптация происходит в ходе развития творческих и интеллектуальных способностей на занятиях объединений по интересам, в профильных оздоровительных лагерях, действующих во время школьных каникул, где молодым людям предоставляется возможность не только выявления своих склонностей, но и демонстрации своих достижений на смотрах, выставках, фестивалях, конкурсах.

Как педагогом дополнительного образования, С.Ф. Медведской организованы занятия в рамках реализации программы объединения по интересам «Основы выбора профессии», ориентированной на учащихся среднего и старшего школьного возраста, с использованием авторских методических материалов сборника «Комплектование профильных классов» и «Тетради по самодиагностике».

Индивидуальная диагностика и консультирование учащихся проходят три раза в неделю, групповые консультации – два раза в неделю согласно предоставленным заявкам. Ежегодно в сентябре педагогом-психологом организовываются психологические тренинги с целью выбора сферы деятельности, проводится первичная диагностика обучающихся среднего и старшего школьного возраста объединений по интересам, даются советы по выбору дальнейшего профессионального пути.

Методика «Профиль обучения» содержит 60 вопросов, сгруппированных по десяти профилям обучения: физико-математический, математико-географический, экономический, биолого-химический, филологический, технологический, историко-обществоведческий, педагогический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный. Методика позволяет уточнить профессиональные интересы и правильно выбрать профиль обучения.

Проведенная диагностика для 75 учащихся из пяти объединений по интересам Полоцкого районного центра детей и молодежи показала следующие результаты (см. Диаграмму Диагностика «Профиль обучения»):

  • у 25 учащихся (33%) ярко выражен интерес к художественно-эстетическому профилю и умеренно выражен интерес к филологическому и историко-обществоведческому профилям;
  • у 15 учащихся (20%) ярко выражен интерес к оборонно-спортивному профилю и умеренно – к физико-математическому, экономическому профилям;
  • у 9 учащихся (12%) ярко выражен интерес к биолого-химическому профилю и умеренно – к технологическому профилю;
  • у 8 учащихся (11%) ярко выражен интерес к педагогическому профилю и умеренно – к филологическому и художественно-эстетическому профилям;
  • у 8 учащихся (11%) ярко выражен интерес к физико-математическому и умеренно – к экономическому профилю;
  • у 6 учащихся (8%) ярко выражен интерес к филологическому профилю и умеренно – к историко-обществоведческому профилю;
  • у 4 учащихся (5%) ярко выражен интерес к математико-географическому профилю и умеренно – к экономическому профилю.

По результатам диагностики прослеживается совпадение интересов учащихся, занимающихся в Центре и направлений профилей обучения. Так как большинство занятий связано с декоративно-прикладным искусством, то и большинство учащихся выбирают художественно-эстетический профиль. Экологическое направление сочетается с биолого-химическим профилем, туристическое – с математико-географическим и оборонно-спортивным, техническое – с физико-математическим, журналистика – с филологическим, педагогическим профилями.

Все респонденты были протестированы в авторской компьютерной программе «Профориентир», получили рекомендации по дальнейшему развитию своих интересов и склонностей (компьютерный класс для проведения диагностических исследований предоставлен социальным партнером – учреждением образования «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»).

За первое полугодие 2016/2017 учебного года руководителем ресурсного центра «Профориентир» Медведской С.Ф. проведено более 120 индивидуальных двухчасовых консультаций для учащихся с родителями, 20 семинаров и мастер-классов, среди которых: методическое объединение педагогов-психологов Полоцкого района «Основы работы по профессиональному самоопределению школьников в системе образования», республиканский семинар для педагогов-психологов, педагогов социальных «Комплектование профильных классов: психологическая диагностика» в г.Минске (РИПО) и другие, около 20 родительских собраний и групповых консультаций.

III этап работы ресурсного центра «Профориентир»

III этап: аналитический – по окончании каждого учебного года.

Цель: ежегодный анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

  • обобщить результаты работы ресурсного центра по профориентации обучающихся;
  • провести коррекцию затруднений в реализации Программы;
  • спланировать работу на следующий период.

Как прогнозируемые результаты работы ресурсного центра «Профориентир», можно определить следующие:

  • повышение уровня подготовленности педагогов к организации и проведению профориентационной работы;
  • повышение степени мотивированности педагогов и учащихся на достижение результата совместной образовательной деятельности по направлениям профориентационной работы и профессионального самоопределения детей и молодежи;
  • поддержание в актуальном состоянии информационного банка по вопросам организации профориентации.

Ресурсный центр «Профориентир» как форма профориентационной работы позволила педагогам дополнительного образования Центра детей и молодежи, учреждений образования региона расширить круг профессионального взаимодействия, создать условия для творческого самовыражения учащихся, достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество профориентационной работы в учреждениях образования Полоцкого региона.

prezedentby Министерство образования Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь brsm pravo Отдел образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитетаКраевед-исследователь Полоцкой землиКонкурс детского творчества Спасатели глазами детей Книга Беларуси XIV-XVIII веков Сайт KudaPostupat.by - Электронный справочник абитуриента Беларуси БРПО - Белорусская республиканская пионерская организация Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи  ВЫХАВАННЕ I ДАДАТКОВАЯ АДУКАЦЫЯ